- Просмотров: 802
Школьный травматизм - что это и как бороться?
Давайте поговорим о самых распространенных причинах школьного травматизма и о том, что можно предпринять, чтобы уберечь ребенка от травмы.
Конечно, мы не сможем обезопасить детей во всем, но свести к минимуму возможность получения ими травм мы можем. Однако, это вовсе не значит, что нужно накрывать ребенка непроницаемым куполом, оградив его от опасного мира. Безопасность не означает сокрытия от опасности, безопасность — это предупреждение о ней. Поэтому задача любого родителя, классного руководителя, учителя, разговаривая с ребенком о безопасности, нельзя забывать рассказывать ему о том, какие последствия могут иметь те или иные его действия, и тогда понимание опасности и безопасности придет к нему само.
Причины школьного травматизма
Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.
Во-вторых, современные дети в большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Следующая причина детских травм — невнимательность взрослых.
Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе
Большинство повреждений (до 80 процентов) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.
Какие бывают травмы у детей
Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
Существует ли зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают?
Безусловно, определенная зависимость существует: чаще травмируются дети 8-10 и 14-15 лет. Дети первой возрастной группы — школьники младших классов — отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т.д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда запинаются и неудачно падают.
Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьет твердым предметом и т.д.
Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.
Профилактика школьного травматизма
Нелишним будет напомнить родителям: в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими действиями другим детям.
Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.
В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка — давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой — на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка).
Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве — привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.
Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.
Предлагаем вашему вниманию информационные материалы по профилактике школьного травматизма.
- Просмотров: 939
Мы выбираем ЗДОРОВУЮ ЖИЗНЬ! БЕЗ НАРКОТИКОВ!
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть ответственными людьми, быть здоровыми физически, психологически, социально и духовно.
Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям.
Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.
При этом большинство подростков совершают «первую пробу» «из любопытства и/или за компанию», «для того, чтобы испытать новые ощущения», а также «потому, что «это модно» и они не хотят «отличаться от одноклассников».
Система профилактики наркомании будет более эффективной, если: подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения; поток информации, ее источники будут строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим "веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами; в борьбе с
наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины. На протяжении нескольких лет работы школы над вопросом профилактики наркомании и пропаганде здорового образа жизни, мы определили для себя, какими принципами нужно руководствоваться, чтобы «не навредить». Основными принципами профилактической работы мы считаем:
- формирование у детей и подростков представления о здоровье, как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих сочетание различных направлений профилактической работы;
- формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой;
- профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы;
- профилактическая работа не должна ограничиваться только учебным процессом, что обеспечивается внеклассной работой, дополнительным образованием;
- работа по профилактике должна вестись систематически, каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, выделяем три основных направления работы школы:
- Работа с детьми.
- Работа с классными руководителями
- Работа с родителями
Задачи антинаркотической пропаганды:
1. Усилить практическую направленность в воспитании здорового образа жизни;
2. Формировать интерес школьников к вопросам морали, нравственности, патриотизму;
3. Развивать стремление к самовоспитанию и самообразованию;
4. Воспитывать культуру поведения в обществе и негативное отношение к вредным привычкам.
5. Работа с родителями. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам наркозависимости детей и подростков, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, консультирование родителей(законных представителей) по проблеме. Организация для родителей (законных представителей) семинаров, лекций по вопросам зависимости от ПАВ,
привлечение их к профилактической работе.
Обучающиеся привлекаются для участия в различных школьных, сельских и районных мероприятиях.
Во время школьных каникул организуются поездки, прогулки на свежем воздухе, мероприятия посвященные ЗОЖ.
Обучающиеся 1-11 классов вовлечены в мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактике наркомании.
Информационная памятка для школьников
Ты должен знать, что:
- В подростковом возрасте зависимость может сформироваться в результате даже однократного употребления наркотического вещества.
- Одно и то же вещество по-разному действует на людей. «Слабый» наркотик - миф, и для кого-то он может быть сильнодействующим средством.
- Больные наркоманией появляются из числа тех, кто употребляет наркотики от случая к случаю.
- Систематическое употребление наркотиков есть не причина наркомании, а её следствие, её проявление как заболевания, т.е. то состояние, при котором человек уже не может волевым усилием подавить свое пристрастие к наркотикам
Можно по-разному сказать «НЕТ» на предложение наркотика:
- Жесткое «НЕТ!» с повышением тона голоса и решительным отстраняющим жестом.
- Презрительное «НЕТ!», уходя от того, кто предлагает.
- «НЕТ!» в форме обвинения «Я же сказал «Нет», ты что, слов не понимаешь?»
- Спокойно-уверенное «НЕТ!» и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик.
- «НЕТ!» «Это не для меня!»
- «НЕТ!» «Я знаю, чем это кончится. И ты знаешь».
- «НЕТ!» «Я собираюсь жить долго и не тороплюсь на тот свет».
- Полное молчание, сопровождающееся мимикой и жестами, не оставляющими сомнения в категоричности отказа.